Русский триумф о котором мы забыли С апреля по ноябрь 1900 года в Париже проходила легендарная Всемирная выставка. Жаль, что сегодня уже позабыто, как блистала в Париже Россия. Как рождался модный "русский стиль", а российские ученые, художники, архитекторы, ремесленники поражали своими работами публику. Россия потратила более 5 млн. рублей на удивительный павильон, где представила свои достижения. Транссиб и железнодорожную технику, фарфоровое производство, литейную промышленность... Всемирная выставка в Париже 1900 года стала одной из самых масштабных за всю историю 20 века, её посетили около 50 миллионов человек. Главной целью выставки было продемонстрировать научно-технические достижения стран. Россия заняла на выставке 24 000 кв. метров, но даже этого не хватило, чтобы продемонстрировать бурное развитие Российской Империи в тот период. Россия прогремела не только техническими достижениями, но и художественным оформлением своих павильонов. Главным зданием русского отдела стал Павильон Русских Окраин, построенный по проекту Роберта-Фридриха Мельцера, который стал главным архитектором выставки. Архитектура павильона повторяла черты Московского и Казанского Кремлей и стала ярким примером неорусского стиля, характерного для эпохи рубежа веков. Павильон напоминал русский городок, внезапно оказавшийся посреди Парижа. На одной из его башен даже звенели колокола. Он был одним из немногих на выставке, выполненных из кирпича. Фасады украшала майолика, изразцы, рельефы и ажурные гребни. Шатровые завершения ярко выделяли здания на общем фоне. Не менее впечатляло и внутреннее убранство. «Гвоздем» стали 28 живописных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них принадлежало кисти Константина Коровина. Эти огромные полотна от 3 до 12 метров в длину стали символом бескрайних просторов самой страны.Грандиозный цикл, рассказывающий о природе и жизни на Крайнем Севере, в Сибири, Средней Азии. Панно демонстрировали виды Архангельска, Мурманска и Новой Земли, незнакомые публике картины тундры, становищ, тайги у Байкала, лежбищ котиков, добычи золота и пушного зверя. Панно произвели впечатление. За них жюри выставки удостоило Коровина 2 золотых и 7 серебряных медалей, а правительство Франции представило к ордену Почетного легиона. Сейчас эти работы хранятся в запасниках Русского музея. "Русская деревня" в Париже Еще Константин Коровин создал проекты зданий Кустарного павильона, который демонстрировал русские народные промыслы и ремесла. Он был прозван французами «Русская деревня». Эти деревянные здания напоминали целый сказочный городок с теремами, крылечками, переходами. Они погружали посетителей в русскую сказку, столь незнакомую для них. Начинался этот раздел выставки рубленой шатровой церковью, украшенной деревянной резьбой. В церкви были представлены древнерусские иконы, а еще здесь можно было увидеть продукцию русских монастырей. Рядом стоял боярский терем, созданный по типу светлиц 17 века. Среди горницы стоял накрытый скатертью стол, а по обе стороны от него восседали манекены боярской семьи, одетые в старинные костюмы. В другом здании была представлена настоящая русская ярмарка: в открытой галерее выставили все разнообразие русских промыслов. С волжских городов были привезены сундуки, кафтаны, рукавицы. Рядом лежали разноцветные ткани из народного ситца и пряники из Городца и Твери. Все здания были украшены растительными и зооморфными орнаментами, удивляли посетителей своим лубочным видом, причудливыми архитектурными объемами. Коровину удалось переработать русское наследие в духе модерна, поэтически переосмыслить и стилизовать его, создав яркий образец неорусского стиля. Здания Кустарного отдела, созданные по проекту Коровина, заставили Европу как бы заново увидеть Россию. Основной павильон представлял ремесленное производство. Над некоторыми предметами потрудились русские художники, как, например, Михаил Врубель с его балалайками. Художник создал их, отдыхая в имении княгини Марии Тенишевой - Талашкино. Княгиня вспоминала, что балалайки стояли мастерской в виде деревянных заготовок, не покрытых лаком. Такими их и увидел Врубель. Художник вдохновился формой инструментов и нетронутой поверхностью древесины и решил разрисовать. Всего за 2 недели Врубель расписал несколько инструментов. Тематикой Врубель выбрал излюбленные сказочные мотивы и мастерски вписал сложные композиции в необычную форму инструмента. Одной из первых была расписана балалайка "Рыбки". На ней красуется дарственная надпись "На память". В воде плывут две рыбы, над ними – медуза. Виртуозно художнику удалось использовать особенности строения инструмента: голосник становится рыбьим глазом, на других балалайках – локоном Гамаюна и частью прибрежной волны. Когда супруг княгини занялся организацией Всемирной выставки, ей пришла идея выставить балалайки для всеобщего обозрения. Оригинальность балалаек вызвала восторг в Париже. Тенишева говорила, что «получила массу предложений приобрести весь оркестр, благодаря главным образом рисункам Врубеля». А вообще, демонстрация технических достижений была почти невозможна без участия художников и архитекторов. Так Общество спальных вагонов демонстрировало поезд, в котором с помощью движущейся панорамы художника Павла Пясецкого для посетителей-пассажиров создавалась полная иллюзия путешествия по Сибирской железной дороге с остановками на станциях, устроенных по местному образцу. Это была одна из первых подобных панорам. Панорама Транссибирской магистрали художника Пясецкого стала одним из уникальных и поражающих воображение экспонатов. Павел Пясецкий был разносторонне одаренным человеком. Врач по образованию, он окончил также живописный класс Императорской Академии художеств. Как врач он много путешествовал в составе экспедиций, а как художник - зарисовывал маршруты поездок, ландшафты, города, жанровые сцены, пейзажи. Из каждой поездки он привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику: наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, создавая непрерывную панораму путешествия. Эти «живописные повествования» имели длину от 65 до 127 метров. Когда Управление по сооружению Транссиба решило создать акварельную панораму Великого пути, конкурентов у Пясецкого не было. Художник приступил к работе, которая заняла в целом 10 лет. Части панорамы Транссибирской магистрали Павла Пясецкого. Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссиба. Он зарисовывал процесс строительства железной дороги – прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов, станции, разъезды, мосты и переправы. А в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла. Уделял мастер внимание и жанровым сценам. Пясецкий смог сжать огромное пространство 9288 км в панораму длиной примерно 950 метров. Каждый отрезок пути, помещенный в рулон, автор стремился наделить особым, присущим только этой российской местности своеобразием. И это ему блестяще удалось. В результате получился аттракцион, невиданный для начала 20 века. Он произвел фурор, поэтому на следующую выставку в 1904 году в Сент-Луисе он вновь был привезен и даже увеличился в размерах. Итоги выставки Россия блеснула в Париже не только самобытной архитектурой, оригинальной живописью и предметами прикладного искусства. Множество призов получили и промышленные, и инженерные отделы. Например, инженер Лавр Проскуряков получил золотую медаль за Красноярский железнодорожный мост. А гран-при получила не только панорама Транссиба работы Пясецкого, но и пальма, выполненная кузнецом Мерцаловым из стального рельса. Кстати, сам Мерцалов в своей жизни никогда пальм не видел, создал дерево по картинкам. Работа гениальна - сделана без сварки и соединений. Пальма, выполненная кузнецом Мерцаловым в Донецке. А еще гран-при получил «Лысьвенский доменный и молотовый завод» за кровельное железо, которым до сих пор покрыты крыша Британского парламента и до недавнего времени были купола собора Парижской Богоматери. «Два самых известных символа западного мира - американская статуя Свободы и парижская Эйфелева башня сделаны из уральского металла!» - эти сенсационные заголовки появились в прессе сравнительно недавно, и, конечно, скептики тут же объявили это фейком. Еще бы, ведь нам так долго вбивали в головы строки наподобие «прощай, немытая Россия». Кстати, Лермонтов, которому они приписываются, никогда не писал ничего подобного. Однако образ забитой, отсталой, вечно плетущейся за «просвещенным Западом» России прочно засел у нас в головах. Но вот всего лишь несколько фактов. Оказывается, русское железо было настолько популярно у европейских промышленников, что англичане даже пытались его подделывать, скопировав знаменитый уральский штемпель. Однако очень быстро были разоблачены – уж больно низкое качество оказалось у подделки. Вы знали об этом? - Англичане в XVIII веке железа не выплавляли, – утверждает Владимир Запарий, заведующий кафедрой истории науки и техники УрФУ. – Дело в том, что производство тогда было древесно-угольным, а в Англии к тому времени уже были вырублены почти все леса. Лишь к началу XIX века они смогли заменить древесный уголь на каменный. А до тех пор закупали железо у России. Был интересный случай – в 90-е годы XVIII века наша делегация прибыла в Лондон, и спросила у мэра, не протекают ли в городе крыши. Градоначальник тогда ответил, что нет. А интересовались наши представители не зря, ведь железо на крышах Лондона было из Тагила! Для Эйфелевой башни понадобилось порядка 18 тысяч деталей из уральского металла и 2,5 миллиона уральских заклепок, чтобы она не развалилась! Изначально планировалось, что диковинное сооружение простоит 20 лет, после чего его демонтируют. Но с уральским качеством «железная дама», как прозвали башню французы, и ныне стоит на своем законном месте. Кстати, тагильским кровельным железом в XIX веке даже покрыли крышу здания Британского Парламента – знаменитого Вестминстерского дворца на берегу Темзы – вот это уже точно доказано и не вызывает ни у кого сомнений. Так что версия насчет русского металла в Эйфелевой башне и статуе Свободы – вполне имеет право на существование. Кстати, башня была сооружена специально к открытию Всемирной промышленной выставки в Париже. Выставка в Париже стала настоящим триумфом русской науки и техники. Представленные Россией экспонаты завоевали 1589 наград, из которых — 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных и 347 бронзовых... До этого времени традиционными российскими «атрибутами» считались тройки, берестяные туеса, лапти да медведи. Российская экспозиция, которую министр промышленности и торговли Мильеран назвал «наиболее интересной приманкой на парижском празднике труда», взорвала стереотипы и произвела настоящий фурор. За 5 месяцев выставку посетило около 50 миллионов, в газетах сохранились восторженные отклики о Каслинском чуде – ажурном чугунном павильоне, о копии Кремля, для возведения которого использовались привезенные из России белые и красные кирпичи, созданные по уникальной технологии, а также элементы декора, поразившие публику. Всех изумила топографическая карта Франции – реки из платины, города из уральских самоцветов, надписи – золотые и серебряные. Этот шедевр и сегодня хранится в Компьеньском дворце во Франции. Поражала воображение и панорама Транссибирской железнодорожной магистрали (более 900 м длиной), созданная русским художником Павлом Пясецким. На выставке для просмотра движущейся панорамы был сооружен отдельный павильон. В нем находились три вагона – салон, спальный вагон и столовая. «Пассажиры» заходили в поезд, усаживались по местам и наблюдали панораму Транссиба через окна. Для имитации тряски вагонов во время движения использовались специальные устройства. Панорама состояла из нескольких движущихся лент, которые с определенной скоростью прокручивались с одного цилиндра на другой. Этот удивительный экспонат получил Большую Золотую медаль, а ее автор, поразивший посетителей выставки талантом и фантастической работоспособностью, – орден французского Почетного легиона. Кстати, в Европе и рельсы, и колесные пары делались из уральского металла,а русские тепловозы считались одними из лучших в мире. Настоящий фурор произвел и проект железнодорожного Красноярского моста через Енисей. Он был удостоен Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Мост был построен под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова. "Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений", - писала французская газета"Liberte". Французские журналисты особо отметили павильон Русских окраин, они прозвали его «Сибирским дворцом». Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы – ледоколов Байкал и Ангара. А немецкие журналисты, ознакомившись с образцами русского оружия, посоветовали Круппу поучиться у России делать пушки! Интересно, что из представленных на выставке 18 тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном – отделе колонизации. Обо всех этих достижениях русской науки и техники можно и сегодня найти информацию. Чего не скажешь об отделе бытовой техники, где были представлены и ручные фены, и посудомоечные машины, и очистители воздуха от пыли, и холодильники самых разных размеров. Что неудивительно. Ведь если открыть википедию, окажется, что, к примеру, первый ручной фен был изобретен американцами лишь в 1930х годах. А в России такие были уже в конце 19 века. Многие по старинке продолжают считать, что все самое лучшее было изобретено и сделано на западе. Забывая, что радио, телевидение и многое другое вписано в историю русских изобретений. Еще одна ошибка, точнее намеренная ложь: принято считать, что русская промышленность совершила рывок только при СССР. А до этого Россия значительно уступала западным странам, отчего и развалилась. Хотя все с точностью до наоборот. Россия переживала мощнейший промышленный подъем, потому перепуганный Запад и попытался развалить страну, как всегда, опираясь на предательство элит. Кому и зачем это было нужно – давайте думать вместе.

Теги других блогов: история культура выставка